Эксперт-Бухгалтер.РФ Новости

С 1 января 2013 года вступает в действие новая Глава 26.5 Налогового кодекса РФ

Патентная система налогообложения - что это такое?

Ольга Любомудрова, Заместитель Главного редактора сайта "Эксперт-Бухгалтер.РФ"

Ваши вопросы на Форуме

Налогообложение в России - Эксперт-Бухгалтер.РФ Справка


Субъекты деятельности

МРИ ФНС РФ N13 по М.О., 15 Августа 2013

Межрайонная ИФНС России № 13 по Московской области информирует об изменении порядка и сроков обжалование неправомерных действий (бездействия), ненормативных актов налоговых органов

Во исполнение положений Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@, информируем Вас об изменениях, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части обжалования актов налоговых органов ненормативного характера (писем, решений, постановлений, уведомлений, требований и др.), а также действий или бездействия их должностных лиц в досудебном порядке.
  1. На стадии оспаривания результатов проведенных налоговыми органами проверок путем подачи письменных возражений

    Федеральным законом от 23.07.2013 года № 248-ФЗ в Кодекс внесены изменения в абзац 1 пункта 6 статьи 101 и в пункт 5 статьи 101.4 Кодекса, согласно которым увеличен до одного месяца со дня получения акта срок на представление в налоговый орган лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем), письменных возражений по указанному акту. С учетом предусмотренных переходных положений указанные изменения распространяются на сроки представления возражений по актам выездных, камеральных налоговых проверок, а также по актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, полученным после 23.07.2013 г. включительно.

    В абзаце 2 пункта 2 статьи 101 Кодекса в редакции вышеуказанного закона с 24.08.2013 предусмотрено, что в случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.

  2. На стадии обжалования решений по результатам проведенных налоговым органом проверок, иных актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц

    Федеральным законом от 02.07.2013 года № 153-ФЗ (далее - Закон № 153-ФЗ) в пункт 2 статьи 138 Кодекса внесены изменения, согласно которым с 01.01.2014 года все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

    В настоящее время обязательный досудебный порядок обжалования распространяется только на два вида решений налоговых органов: о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных по результатам рассмотрения материалов камеральной или выездной налоговой проверки. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования его в вышестоящем налоговом органе.

    В соответствии с пунктом 9 статьи 101 Кодекса (в редакции с изменениями, внесенными Законом № 153-ФЗ) если жалоба на решение, полученное после 22.07.2013, подается в течение одного месяца с момента его получения, то она считается апелляционной, а оспариваемое решение - не вступившим в силу. Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, который вынес обжалуемое решение, а инспекция в течение 3-х дней направляет ее со всеми материалами в Управление ФНС России для рассмотрения.

    При этом обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

    В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

    В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

    Жалоба на решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, поданная по истечении одного месяца с момента его получения, считается жалобой на вступившее в законную силу решение и может быть направлена в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения оспариваемого решения.

    Жалобы на любые другие решения, а также ненормативные правовые акты, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов (например, решения об отказе в зачете налога, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, взыскании налога, пеней и штрафа, приостановлении операций по банковским счетам, решения, вынесенные в порядке статьи 101.4 Кодекса, требования об уплате задолженности) подаются в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба в Федеральную налоговую службу может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом (Управлением ФНС России по субъекту) решения по жалобе (апелляционной жалобе). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен.

    Законом № 153-ФЗ также внесены следующие изменения, вступающие в силу с 03.08.2013:

    В соответствии с новыми положениями статей 101 и 138 Кодекса жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом. Новый порядок обжалования исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу.

    В статьях 139 и 139.1 Кодекса регламентирован порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы). Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. В свою очередь, налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

    Статья 138 Кодекса устанавливает понятия жалобы и апелляционной жалобы:

    Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

    Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

    При этом согласно положениям статьи 139.2 Кодекса жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:

    • фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
    • обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
    • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
    • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
    • требования лица, подающего жалобу.

    В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

    В соответствии со статьей 140 Кодекса лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), вправе предоставлять дополнительные документы до принятия решения по соответствующей жалобе. При этом дополнительные документы по жалобам (апелляционным жалобам) на решения, вынесенные в порядке статьи 101 и статьи 101.4 Кодекса, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

    Статьей 139.3 Кодекса введены основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части:

    • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
    • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
    • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
    • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

    Решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

    Согласно пункту 2 статьи 140 Кодекса вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу) без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), кроме случаев, когда для устранения нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, допущенных нижестоящим налоговым органом, приглашается заявитель жалобы.

    Статьей 140 Кодекса установлены исчерпывающие виды решений по результатам рассмотрения жалоб. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

    1. оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
    2. отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
    3. отменяет решение налогового органа полностью или в части;
    4. отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
    5. признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

    Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

    Решение по иным жалобам принимается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 рабочих дней.

    Решение вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) и решение по результатам её рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Все интересующие вопросы о порядке и сроках обжалования можно уточнить в правовом отделе Межрайонной Инспекции ФНС России № 13 по Московской области по телефону 8 (495) 793-88-00.


Другие документы по запросу: Субъекты деятельности 
Справка по теме:
Патентная система налогообложения (ПСН), что это такое?

Патентная система налогообложения - это новая система налогообложения, на которую могут перейти (совмещать) Индивидуальные предприниматели по ограниченному перечню видов предпринимательской деятельности на ограниченное патентом количестов месяцев в пределах календарного года.

Уплата патента при ПСН освобождает от уплаты ряда других налогов:

  • НДФЛ: в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности на патенте от уплаты налога на доходы физических лиц;
  • Имущество: в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности на патенте от уплаты налога на имущество физических лиц;
  • НДС: налога на добавленную стоимость (с некоторыми исключениями).

Плательщики патента могут не применять контрольно-кассовую технику. По требованию покупателя (клиента) обязаны выдать документ подтверждающий прием денежных средств.

Патентная система налогообложения (ПСН) устанавливается Налоговым Кодексом РФ с 1 января 2013 года, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики: На Патентную систему налогообложения (ПСН) могут добровольно перейти только Индивидуальные предприниматели.

НК РФ накладывает ряд ограничений на возможность перехода и использования ПСН:

  • По виду Деятельности - перечень из 47 видов предпринимательской деятельности, укрупненно установлен НК РФ на федеральном уровне. К таким видам деятельности относятся в частности:
    • Одежда, обувь, прочие предметы (ремонт, пошив, чистка, окраска, изготовление ...)
    • Жилье (ремонт, услуги ...)
    • Мебель и интерьер (ремонт, услуги ...)
    • Бытовые приборы и предметы (ремонт, услуги ...)
    • Охрана
    • Жизнь, здоровье, гигиена, прочее (услуги ...)
    • Торговля, питание, образование, досуг
    • Транспорт (ремонт, перевозки)
    • Аренда (жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков)
    • Сельское (услуги), Охотничье хозяйство
      Региональным законом Субъекты РФ могут дополнить этот перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).
      пункт 2 статьи 346.43 НК РФ
  • По средней численности Работников, определяемой в соответствии с Приказом Росстата №435 - не более 15 человек [наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера] за налоговый период по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
    пункт 5 статьи 346.43 НК РФ
  • По величине Доходов, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ - не более 60 млн. рублей с начала календарного года по всем видам предпринимательской деятельности, на которые получены патенты.
    пп. 1 пункта 6 статьи 346.45 НК РФ
  • По способу осуществления предпринимательской деятельности - ПСН не применяется в рамках:
    • договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
    • договора доверительного управления имуществом.
      пункт 6 статьи 346.43 НК РФ

Порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения

Патент - это документ, удостоверяющий право индивидуального предпринимателя на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности в одном из субъектов Российской Федерации, в котором принят региональный закон о патентной системе налогообложения.

Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.

  1. Индивидуальный предприниматель не позднее чем за 10 дней до начала применения ПСН:
    • подает лично или через представителя
      или
    • направляет в виде почтового отправления с описью вложения
      или
    • передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи
    заявление на получение патента по форме N 26.5-1 КНД 1150010 (Письмо ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20217@) на один из видов деятельности из перечня видов предпринимательской деятельности, указанных в Законе субъекта РФ о введении ПСН:
    • в налоговый орган по месту жительства
      или
    • в любой территориальный налоговый орган того субъекта Российской Федерации, в котором планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на ПСН.
  2. Налоговый орган обязан:
    • в течение 5-ти дней со дня получения заявления на получение патента выдать индивидуальному предпринимателю патент
      или
    • в течение 5-ти дней со дня получения заявления на получение патента уведомить об отказе в выдаче патента [плюс - в течение еще 5-ти дней после вынесения решения об отказе довести до сведения ИП под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения].

Основания для отказа в выдаче патента:

  1. несоответствие заявленного вида деятельности перечню видов предпринимательской деятельности, указанных в Законе субъекта РФ о введении ПСН;
  2. неправильное указание срока действия патента [Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года];
  3. нарушение срока возобновления деятельности на ПСН [ИП утративший право на ПСН или прекративший предпринимательскую деятельность на ПСН до истечения срока действия патента, вправе вновь перейти на ПСН по этому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года.]
  4. наличие недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

Основания для утраты права на применение ПСН:

  1. превышение доходов налогоплательщика суммы в 60 млн. рублей по всем видам предпринимательской деятельности на ПСН с начала календарного года [при одновременном применении патентной и упрощенной систем налогообложения доходы суммируются];
  2. превышение средней численности работников - более 15 человек [наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера] за налоговый период по всем видам предпринимательской деятельности ИП;
  3. нарушение установленных сроков уплаты налога на ПСН.
  4. Индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельств указанных выше или со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСН:

    • обязан заявить в налоговый орган об утрате права на ПСН;
    • обязан заявить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения
      или
    • обязан заявить в налоговый орган о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН.

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход (ПВГД) индивидуального предпринимателя по каждому виду предпринимательской деятельности, на которые получены патенты.

НК РФ (пункт 7 статьи 346.43) на федеральном уровне вводит ориентиры на минимальный и максимальный размеры потенциально возможного годового дохода:

  • минимальный размер не может быть меньше 100 тыс. рублей;
  • максимальный размер не может превышать 1 млн. рублей.

Конкретные значения ПВГД устанавливаются Законами Субъектов Российской Федерации на региональном уровне, в частности, в их компетенцию входит:

  • Уточнение значений (дифференциация) внутри видов предпринимательской деятельности, предусмотреных Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКОНХ)
  • Установление значений ПВГД в зависимости:
    • от средней численности наемных работников;
    • количества транспортных средств;
    • количества обособленных объектов (площадей).
  • Увеличение максимального размера ПВГД:
    • не более чем в 3 раза - по видам предпринимательской деятельности [Техобслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования; Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом; Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; Оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом; Оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом; Занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; Обрядовые услуги; Ритуальные услуги];
    • не более чем в 5 раз - по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 миллиона человек;
    • не более чем в 10 раз - по видам предпринимательской деятельности [Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности; Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети; Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.]

Налоговая база = потенциально возможный к получению ИП годовой доход [ПВГД по виду предпринимательской деятельности, на который получен патент] в денежном выражении [рубль].

Установленный на календарный год законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (ПВГД) применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год.

Однако, есть два исключения:

  • Патент выдан на срок менее календарного года - налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.
  • Предпринимательская деятельность на патенте прекращена до истечения срока действия патента - налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Порядок исчисления налога: Налог [c одного патента] = 6% [налоговая ставка] х ПВГД [потенциально возможный годовой доход] х Месяцы [срок, на который выдан патент] / 12

Уплата налога на ПСН [1 или 2 платежа] производится в зависимости от срока, на который получен патент, по месту постановки на учет в налоговом органе.

Один платеж, если патент получен на срок до 6-ти месяцев:

  • в размере полной суммы налога в срок не позднее 25-ти календарных дней после начала действия патента

Два платежа, если патент получен на срок от 6-ти месяцев до календарного года:

  • в размере 1/3 налога в срок не позднее 25-ти календарных дней после начала действия патента;
  • в размере 2/3 налога в срок не позднее 30-ти календарных дней до дня окончания налогового периода.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.

Налоговый учёт: Индивидуальные предприниматели на ПСН ведут учет Доходов от реализации в Книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения.

Форма и порядок заполнения Книги утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (На 2013 год утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н).

Книга учета доходов ведется отдельно по каждому полученному патенту.

Дата получения дохода определяется при получении дохода:

  1. в денежной форме, как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц;
  2. в натуральной форме, как день передачи дохода в натуральной форме;
  3. иным способом, как день получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику;
  4. при использовании покупателем векселя, как дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором произведен возврат.

  • Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату получения доходов.
  • Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам, определяемым с учетом положений статьи 105.3 НК РФ.

Несколько режимов: Если индивидуальный предприниматель применяет патентную систему налогообложения и осуществляет иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых им применяется иной режим налогообложения, он обязан вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с порядком, установленным в рамках соответствующего режима налогообложения.


 

 
Вопрос: Компания проплатила аванс поставщику, сумма с НДС. Договор был расторгнут, и компания покупатель сумму аванс признает себе в убытки по мировому соглашению.

Можно ли компании оплатившей аванс, взять сумму НДС в зачет, не имея документов на сумму аванса?
5.07.2013

Ответ: Нет, нельзя
5.07.2013
Юлия Палаз
Юлия Палаз
Ведущий аудитор ООО "Кронверк-Аудит"