НДФЛ: Налоговый агент
Налоговый агент
СПС "Консультант Плюс", 27 Августа 2009Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-02-07/1-369
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ компании обязаны сообщать в инспекцию по месту своего нахождения обо всех случаях своего участия в российских и иностранных организациях. Компания, которая является членом саморегулируемой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства, обратилась в Минфин за разъяснениями, требуется ли ей сообщать о своем членстве в налоговый орган.
По мнению финансового ведомства, делать это необходимо. Минфин ссылается на положения Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в соответствии с п. 1 ст. 3 которого к саморегулируемым относятся некоммерческие организации, основанные на членстве и объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Согласно п. 3 ст. 2 данного Закона субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и ведущие предпринимательскую деятельность. Следовательно, по мнению Минфина, в данном случае речь идет об участии одной организации в другой, и компании - члены саморегулируемой организации обязаны сообщать об этом в инспекцию.
В то же время необходимо отметить следующее.
С 2007 г. формы, по которым организации и предприниматели должны представлять в налоговые органы сведения, указанные в п. 2 ст. 23 Кодекса, являются не рекомендуемыми, а обязательными. В п. 7 ст. 23 НК РФ говорится, что данные сведения подаются только по установленным формам. Форма N С-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях" утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. Согласно данной форме организации и предприниматели должны уведомлять инспекции не только об участии, но и о своей доле участия в других иностранных и российских компаниях с указанием этой доли в процентах.
Могут ли выполнить это требование участники (члены) некоммерческой организации? В соответствии со ст. 66 Гражданского кодекса РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. К хозяйственным товариществам относятся полные товарищества и товарищества на вере (ч. 2 ст. 66 ГК РФ), а к хозяйственным обществам - акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ч. 3 ст. 66 ГК РФ). Именно в отношении данных организаций правомерно говорить о доле участия в них иных компаний, о которой требуется сообщать в инспекцию. Некоммерческие же организации уставный капитал не формируют, и долю участия в них иных компаний определить невозможно.
Именно к таким выводам пришел Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18.01.2005 N 8-О. Предметом его рассмотрения стала схожая проблема, связанная с применением упрощенной системы налогообложения. Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН те организации, в которых доля участия других компаний превышает 25 процентов. При рассмотрении жалобы общественной организации, которой было отказано в переходе на УСН, Конституционный Суд указал следующее.
Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для создания общественной организации требуется созыв съезда (конференции), на котором и принимается соответствующее решение. Обязанность же сформировать уставный (складочный) капитал данным Законом не предусмотрена, что влечет невозможность четко и однозначно определить долю непосредственного участия каждой компании, которая является членом общественной организации, в ее деятельности. Кроме того, поскольку члены общественного объединения имеют равные права и обязанности, а членские взносы вносятся ими в равных размерах и на равных основаниях, невозможно установить степень влияния того или иного члена при принятии решения организацией, а значит - определить долю непосредственного участия членов общественной организации в ее деятельности.
Данные выводы Конституционного Суда полностью применимы и к рассматриваемому вопросу. Не только саморегулируемые, но и иные некоммерческие организации не формируют уставный (складочный) капитал. Следовательно, определить долю участия, как указано в форме N С-09-2, по отношению к этим организациям нельзя, а уведомлять налоговые органы необходимо именно о доле их участия. Поэтому организации - участники иных некоммерческих организаций вправе не подавать в инспекции эту форму.
В заключение отметим, что даже в случае спора с налоговым органом цена вопроса невелика: согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление данных сведений штраф составляет 50 руб. за один документ.
Налоговый агент
АУСН: ФНС даны разъяснения о порядке исчисления кредитными организациями НДФЛ с доходов физлиц, выплачиваемых работодателями, применяющими Автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН)
СПС "Консультант Плюс", 12 Апреля 2022
ФНС разъяснила, какие доходы, выплаченные за счет субсидии на "нерабочие дни", освобождаются от НДФЛ и как заполнить форму 6-НДФЛ
СПС "Консультант Плюс", 7 Февраля 2022
ФНС напоминает об изменении выдаваемой работникам формы справки об их доходах и суммах НДФЛ
СПС "Консультант Плюс", 24 Мая 2021
КС РФ: если в судебном акте действия налогового агента, обусловленные соответствующими действиями его должностного лица, не получили правовую квалификацию в качестве налогового правонарушения, правоприменительные органы обязаны специально обосновать возможность применения норм КоАП РФ в отношении такого должностного лица
СПС "Консультант Плюс", 14 Мая 2021
Уплата НДФЛ за счет средств работодателя не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки
СПС "Консультант Плюс", 30 Апреля 2021

