Эксперт-Бухгалтер.РФ Рекомендации

Уважаемые коллеги! Давайте настроим сайт под Ваши профессиональные интересы

Выберите систему налогообложения ...

Елена Кашаева, Главный редактор сайта Эксперт-Бухгалтер.РФ

Подпишитесь на обновления!

Штрафы, недоимки, пени


Штрафы

МРИ ФНС РФ N7 по М.О., 24 Августа 2011

Проверки: Что необходимо знать налогоплательщикам, чтобы не попасть в план выездных проверок налоговой инспекции

Для отбора налогоплательщиков в план выездных проверок налоговые органы проводят анализ финансово-экономических показателей деятельности плательщиков. Обнародованы новые данные, которые учитываются при проведении анализа за 2010 г. Это средние по отраслям показатели налоговой нагрузки и рентабельности. Сравните с ними свои данные.
Государство в лице Федеральной налоговой службы не только контролирует правильность и полноту уплаты налогов и сборов, но и планирует их сбор в бюджетную систему РФ. Одним из механизмов такого планирования является отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных проверок. Налогоплательщики могут сами просчитать свои шансы попасть в "черный список". Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков размещены на сайте ФНС России (http://www.nalog.ru). Там же можно найти сводные аналитические данные о средних уровнях налоговой нагрузки в разных отраслях хозяйства, а также рентабельности произведенной продукции и активов по видам экономической деятельности.
Для отбора налогоплательщиков в план выездных проверок налоговые органы проводят анализ финансово-экономических показателей деятельности плательщиков. Данные, которые учитываются при проведении анализа налоговой и бухгалтерской отчетности за 2010 г.: - Это средние по отраслям показатели налоговой нагрузки и рентабельности. Сравните с ними свои данные.
Указанные выше статистические данные ежегодно обновляются. Вот и Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" дополнен информацией за 2010 г.
Документ еще раз напоминает организациям о необходимости систематически проверять свои показатели.

Предпроверочный анализ.

Для отбора налогоплательщиков в план выездных проверок налоговые органы проводят анализ финансово-экономических показателей деятельности своих плательщиков. Такое мероприятие, в частности, включает в себя анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. Цель его сводится к выявлению значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды. Также сравниваются показатели со среднестатистическими, сложившимися в отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени. Не обходится и без проверки внутренних данных, поступивших от сторонних регистрирующих органов. Сравниваются, к примеру, сведения о транспортных средствах, земельных участках, о регистрации имущественных объектов и пр.
Не надо думать, что рискуют только юридические лица, уплачивающие налог на прибыль. Проводится анализ по налогоплательщикам, применяющих упрощенную систему налогообложения. Для этой категории плательщиков предусмотрен специальный критерий - неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. Индивидуальные предприниматели также оцениваются на предмет отражения суммы расходов, максимально приближенной к сумме дохода за календарный год. Существуют и такие критерии, которые применимы ко всем категориям налогоплательщиков. Например, выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего регионального уровня по виду экономической деятельности любым налоговым агентом считается "нарушением".

Налоговая нагрузка

Если у налогоплательщика налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли, то такое лицо могут включить в список проверяемых. Показатели налоговой нагрузки начиная с 2006 г. по основным видам экономической деятельности приведены в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. В этом документе закреплено, что размер налоговой нагрузки рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации. Сумма уплаты берется по информации налоговых органов, а выручка - по данным Росстата.
Уровень налоговой нагрузки по большинству видов экономической деятельности за 2010 г. снизился в сравнении с предыдущим годом. Так, в отрасли, связанной с добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, нагрузка снизилась с 50,5 до 33,2 процентов, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - с 7,4 до 2,6 и пр. Но есть отрасли, в которых нагрузка в 2010 г. увеличилась, например, издательская и полиграфическая деятельность, строительство, деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.

Рентабельность.

Если у налогоплательщика уровень рентабельности по данным бухгалтерского учета значительно отклоняется от уровня рентабельности для данной сферы деятельности, то такое лицо также могут включить в список проверяемых. Значения уровней рентабельности по отраслям берутся по данным статистики.
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг - это соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. А рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций.
Показатели рентабельности продаж и активов начиная с 2006 г. по основным видам экономической деятельности приведены в Приложении 4 к указанному выше Приказу. При этом "нарушением" считается отклонение в сторону уменьшения от среднестатистических показателей на десять процентов и более.
Как и в значениях налоговой нагрузки показатели среднестатистической рентабельности за 2010 г. по большинству отраслей хозяйствования снизились. По некоторым отраслям уровень рентабельности настолько снизился, что фактически такую деятельность можно признать убыточной. К ним относится обработка древесины и производство изделий из дерева. Рентабельность в продажах снизилась с 3 до 0,4 процента, а по активам рентабельность с 2009 г. нулевая.
Но есть и значительный рост уровня рентабельности. Это в рыболовстве (рыбоводстве) - в продажах почти на 60 процентов, по активам - более чем на 80 процентов. В некоторых отраслях динамика нестабильная. К примеру, рентабельность в оптовой торговле (кроме торговли автомототранспортными средствами) в продажах снизилась с 15,1 до 10,3 процентов, а по активам - увеличилась с 3,8 до 8,4 процента.

Зам. начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Московской области О.А. Маньковская


Другие документы по запросу: Штрафы Налоги, сборы, взносы

Штрафы

УЗНАЙ О ЖАЛОБЕ!


МРИ ФНС РФ N7 по М.О., 21 Июня 2013

Выездная налоговая проверка: критерии отбора налогоплательщиков


НПФ "БУХинфо": На правах рекламы, 21 Ноября 2012

Акция: Вниманию налогоплательщиков – физических лиц!


МРИ ФНС России №22 по М.О., 21 Декабря 2011

 

 
Вопрос: Просим разъяснить ситуацию.

Обществом был заключен договор субаренды с юридическим лицом. При этом юридическое лицо арендовало предмет аренды у Администрации города по договору аренды. При этом наше Общество регулярно принимало в состав расходов для налога на прибыль суммы арендной платы по договору.

В настоящий момент Обществу стало известно о том, что основной договор аренды между Администрацией города и арендатором признан судом недействительным.

Отсюда мы хотели бы выяснить, будет ли являться наш договор субаренды недействительным, нужно ли нам и дальше оплачивать задолженность, возникшую по данному договору и что делать с налогом на прибыль?
29.07.2013

Ответ: C учетом того, что в РФ не прецедентная система права, невозможно заранее предусмотреть позицию налоговой инспекции по данному вопросу, в связи с чем у Общества существует риск доказывать свою позицию в суде.
29.07.2013
Елена Кашаева
Елена Кашаева
Главный редактор сайта "Эксперт-Бухгалтер.РФ"