Земельный налог: Учет и Исчисление
Учёт и исчисление
СПС "Консультант Плюс", 4 Марта 2019Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.
При построении системы исчисления и уплаты земельного налога именно на государстве лежит обязанность обеспечения достоверности предоставляемых налогоплательщику-организации сведений, необходимых ему для целей налогообложения.
То есть какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить безусловным основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу, а также влечь доначисление налогоплательщику сумм недоимки и пени, притом что он не совершал каких-либо недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налога.
Применительно к вопросам обложения земельным налогом Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на предпочтительность применения для целей налогообложения именно кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. При этом Конституционный Суд РФ обращал внимание на такое преимущество рыночной стоимости земельного участка, как ее большая точность, позволяющая наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости, по сравнению с государственной кадастровой оценкой, которая вместе с тем также не лишена экономических оснований.
Само по себе это, однако, не опровергает и достоверность установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, которая учитывает в том числе рыночную информацию, связанную с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Вместе с тем наличие актов, принятых на протяжении незначительного периода, по-разному, с существенными расхождениями по размеру, определяющих кадастровую стоимость одних и тех же объектов, свидетельствует о необходимости учета и данного обстоятельства при определении размера налогового обязательства налогоплательщика.
Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" устанавливает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости. В рамках подготовки к определению кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляются в том числе сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в установленном порядке.
Отсутствие соответствующих законоположений в законодательном регулировании, действовавшем в спорном налоговом периоде 2015 года, тем не менее не предполагает возможности игнорирования факта проведения оценки рыночной стоимости недвижимого имущества, притом что в государственном кадастре недвижимости на 1 января 2015 года содержались сведения именно о такой стоимости, которая не была оспорена (признана недействительной) и исключена из государственного кадастра недвижимости в установленном законом порядке. Между тем в соответствии с письмом Минфина России от 6 июля 2015 года N 03-05-04-02/38796 при администрировании земельного налога налоговые органы должны руководствоваться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, а в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Парус"
База
Земельный: В отношении земельного участка, по которому не определена ни кадастровая, ни нормативная стоимость, отсутствует база по земельному налогу
СПС "Консультант Плюс", 8 Октября 2013
Земельный: В целях налогообложения государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования
СПС "Консультант Плюс", 7 Октября 2013
Земельный: ФНС России даны разъяснения по вопросам уплаты земельного налога за 2012 год
СПС "Консультант Плюс", 12 Июля 2013
Ставки налогов, тарифы взносов, сборов
Земельный: Дачные земельные участки, используемые в предпринимательской деятельности, облагаются земельным налогом по ставке налога, не превышающей 1,5%
СПС "Консультант Плюс", 5 Февраля 2019
Земельный: ФНС России разъяснила условия применения при исчислении налога повышающих коэффициентов в отношении земельных участков для жилищного строительства
СПС "Консультант Плюс", 29 Октября 2018
Земельный: Основанием для неприменения повышающего коэффициента к ставке земельного налога является регистрация прав на построенный объект недвижимости
СПС "Консультант Плюс", 31 Августа 2017
Исчисление
Земельный: Для исчисления налога дата начала применения кадастровой стоимости земельного участка определяется в соответствии со сведениями ЕГРН
СПС "Консультант Плюс", 5 Августа 2022
Земельный: ФНС России разъяснила, как исчислить земельный налог при владении участком неполный налоговый период, в течение которого произошло изменение кадастровой стоимости
СПС "Консультант Плюс", 15 Июня 2018
Льготы
Земельный: С 2022 года в случае нецелевого использования земельных участков будет прекращаться применение льготной налоговой ставки
СПС "Консультант Плюс", 17 Декабря 2021